Национальный костюм для церемонии венчания – важная и значимая составляющая материальной и духовной культуры татарского народа. Наряд должен быть обязательно скромным, богато декорированным, колоритным, ярким, женственным, элегантным в этом настоящая культурная ценность. Разумеется, речь идет о национальном свадебном платье. А есть ли отличия между ним и современной вариацией венчального наряда? Стоит разобраться!
История
Раньше, согласно особенностям татарской свадьбы, принято было, чтобы родители презентовали будущей молодой ткань для пошива венчального одеяния. Либо же девушка выбирала понравившийся отрез полотна из свадебных даров жениха, преподносимых за неделю до торжества.
Коран учит иметь лишь самые необходимые вещи, избегая излишеств, поэтому праздничной одеждой становилась та, которая носилась позже и в обычной жизни. Это могли быть:
- туника (иногда в комплекте со штанами);
- платье свободного кроя;
- традиционный национальный костюм, подходящий для любого случая, – рубаха, нагрудник и брюки.
Немногим позже в моду вошли камзолы и бешметы. Это верхняя одежда: камзол – приталенный коротенький жилет, бешмет – длинное, зауженное на спине пальто. Их принято было декорировать мехом, золотой вышивкой, застежками из серебра, заменявшими стандартные пуговицы. Цветовая гамма праздничных нарядов разнообразием не отличалась, татарские свадебные платья могли быть трех цветов:
- изумрудного;
- бордового;
- ярко-синего.
В современном Татарстане невеста вправе самостоятельно выбрать цвет и фасон венчального платья, а также ткань для него.
Особенности
Традиционное татарское свадебное одеяние обязательно должно быть целомудренным, прикрывающим все тело новобрачной: шею, зону декольте, руки, ноги. Оставлять открытыми для взоров гостей разрешалось лишь кисти рук и лицо.
Татарские костюмы характеризуются ярким цветом, присутствием бархата и узоров, по большей части золотого цвета. Основные черты и детали национального венчального наряда:
- Юбка длиною в пол – основной и важный элемент образа. Она богато расшивается золотыми нитями, из которых «рисуются» красивейшие татарские орнаменты.
- Воротник-стойка, закрывающий зону декольте.
- Длинные, непрозрачные рукава – они могут быть расклешенными или прямыми.
- Камзол (длинный или короткий), повторяющий цветовую тональность платья.
- Феска – головной убор, позаимствованный у турок в начале 20 века, либо же калфак – свадебная национальная шапочка.
- Колоритная обувь: цветные балетки из натуральной кожи или остроносые татарские туфли, расшитые золотистыми узорами. Носились также легкие ажурные сапоги.
- Звенящие красивые монетки, которые татары называют солпами. Они становились обязательным дополнением образа новобрачной. В целом обилие дорогих украшений – крупных серьг, многочисленных браслетов и прочих драгоценностей – свидетельствовало о статусе невесты в обществе и богатстве ее жениха. Только вся эта «красота» должна была гармонично вписываться в общий образ и праздничный наряд.
На современных татарских свадьбах все чаще встречаются венчальные платья, стилизованные из европейских манер, но особый колорит национального костюма в них все-таки сохраняется. Традиционный головной убор надевают все реже, вместо него используют хиджаб, или просто пышную фату, подчеркивающую красоту прически. Из обуви невесты предпочитают туфли на невысоком каблуке.
Фасоны
Нынешние модернизированные наряды несколько отличаются от народных. Преимущественно используются традиционные белые платья, которые могут быть дополнены контрастными деталями, выполненными в трех основных национальных цветах. Приветствуются также светлые оттенки подвенечной одежды: мятный, нежно-голубой, розоватый.
Нравственные запреты стали немного терпимее и к фасонам – девушка может себе позволить выбрать наряд с открытыми руками или неглубоким декольте. Самой популярной моделью среди татарских модниц стало свадебное платье А-силуэта с пышной юбкой. Это универсальный крой, который смотрится элегантно и стильно на фигуре любого типа.
В татарских свадебных салонах предлагаются и другие, востребованные нынче во всем мире, фасоны подвенечных платьев:
- бальный наряд «принцесса»;
- возвышенный и утонченный греческий стиль со смещенной к груди линией талии;
- грациозные силуэты типа «русалка» («рыбка»);
- стильные прямые модели.
Ткани и декор
Если раньше самым ходовым материалом в костюмах татарских народов был бархат, дополненный несколькими метрами позумента из золотых нитей, то сегодня ассортимент, безусловно, расширился. Все чаще в натуральные ткани добавляют волокна синтетики, чтобы платья становились более практичными. Свадебные наряды стандартно шьют из атласа, парчи, дюпона, жаккарда. Как и во всем мире, в тренде тончайшие кружева, подчеркивающие женственность, нежность и воздушность свадебного образа.
Многочисленные модернизированные идеи оформления венчального наряда в большинстве имеют европейские корни. Татарская вышивка – то, что осталось в свадебных платьях неизменным: колоритные золотистые орнаменты, растительные мотивы украшают рукава, подол юбки, фату или хиджаб. Эта отличительная черта придает облику невесты особого шарма, женственности, королевской неповторимости, да и выглядит подобное украшение очень дорого и утонченно.
Заключение
Уникальность, особое изящество – то, что отличает мусульманские свадебные платья (татарские, в том числе). При всей своей закрытости наряд выглядит очень богато и подчас является настоящим произведением искусства. В отличии от европейской подвенечной одежды, он не стремится выставить красоту невесты напоказ, а, наоборот, деликатно и ненавязчиво подчеркивает их. Такие платья на 100% соответствуют веками складывающимся свадебным канонам, в которых новобрачная должна быть воплощением невинности, чистоты и целомудренности.