Композиция в фотографии — что это такое

Фотосъемка

Главная функция фотографии — максимально передать всю насыщенность оттенков, подчеркнуть контрастность при умело выбранном ракурсе. Камера не всегда способна настроить композицию, яркость сама, поэтому приходится использовать дополнительные приемы для корректировки фотографии.

Что такое композиция в фотографировании

Композиция в фотографии — это совокупность всех объектов в кадре, размещение центральной фигуры в определенном месте. Композиция создает из комплекса небольших кадров одно целое, передавая таким образом общую картинку. Существуют также три правила, на которых и базируются все основы фотографирования.

Композиция в фотографии

Композиция в фотографии — основы и значение

Композиционная четкость построения всех элементов фотографии притягивает взгляд зрителя. В этом и заключается ее значение. Но для создания красивой картинки нет четко обозначенных правил, регламентирующих ход выполнения работы. Для того, чтобы поставить все элементы фотографии на место существуют основы композиции и художественной фотосъемки — советы, которые можно использовать для создания шедевра.

Совет 1

Золотое сечение характерно не только для математики и физики, а абсолютно для всего. Именно этим правилом, а также законом третей, необходимо руководствоваться при создании фотографии. Суть правила золотого сечения заключается в том, что есть определенные точки, на которых зритель акцентирует внимание независимо от того, располагаются они в центре кадра или на периферии.

Закон третей

Правило третей характеризуется делением кадра на девять частей, зрительно проводя вертикальные и горизонтальные полосы на равных друг от друга расстояниях. Чтобы привлечь внимание зрителя к ключевой фигуре кадра, нужно расположить ее на стыках проведенных черт. Также не советуют располагать длинные и высокие предметы параллельно вертикальным линиям, так как такое размещение визуально разделяет не только саму фотографию, но и внимание человека.

Совет 2

Геометрическая композиция направлена на то, чтобы вызвать определенные эмоции у человека. Каждый элемент фотографии имеет какую-то приближенную форму, например круг или квадрат. Существует ряд определений этих самых ассоциативных ощущений. Треугольник символизирует устойчивость, квадрат — это постоянство.

Геометрическая композиция

Совет 3

Чтобы сделать картинку более живой, используют выделение главного элемента фотографа посредством разноплановости. Например, на заднем плане в пейзаже объемность выгодно подчеркнет сад или лес, в то время как на переднем находится главный элемент.

Дополнительная информация! Это происходит за счет того, что массивность более крупных элементов оттеняет на себя объемность главной фигуры.

Композиционные приемы в фотографии

Использование композиционных приемов являются необязательной частью при фотосъемке, но всегда нужно держать их в голове и мысленно ловить на мысли о том, как сделать более удачный кадр, чтобы сконцентрировать внимание на ключевой фигуре.

Элементы композиции

Существует 10 стандартный элементов, которые позволяют создать интересные снимки. Можно создавать, подбирать, сочетать некоторые элементы, но только так, чтобы это выглядело достаточно гармонично. В чем заключается суть элементов:

  • Симметрия или асимметрия. Первоначально нужно выбрать сюжет, так как именно он закладывает смысловую нагрузку. Если смысловой части в фотографии нет, то в создании и получении симметричного вида нет смысла, поэтому лучше использовать асимметричные ракурсы.
Центральная симметрия
  • Создание глубокого цветового фона. Оттенки передают настроение и вибрации. Интересно смотрятся предметы, располагающиеся немного в стороне, когда они выглядят серо на фоне общего цветового оформления. Такие теплые цвета, как синий, королевский синий, фиолетовый передают успокаивающие настроения, а красные и желтые — дают снимку вибраций, некой энергии фотографии.
  • Существует такое понятие как «фрейминг». Его суть заключается в том, что определенная картинка заключается в естественные рамки. Например, небольшой кусочек солнечных лучей или облака заключается в причудливые искривления веток деревьев.
Естественные рамки
  • Черты и линии могут подчеркивать общую картину, либо создавать свою собственную. Их расположение неоднозначно влияет на общую картину. Главное — удачно поймать кадр и зафиксировать в нужных пропорциях с правильного ракурса.
  • Многократное повторение одного и того же рисунка — очень необычная задумка. Если ставить на первый план такие узоры, то можно добиться правильного и интересного эффекта.
Узор на фотографии
  • Объемность и структурность главенствующей фигуры зависит не только от общего фона фотографии, но и от падения света, расположения тени. С помощью грамотного светового оформления можно добиться настолько реального эффекта объемности изображения, что его хочется потрогать.
  • При фотографировании людей чаще всего стараются заполнить максимальное пространство, чтобы каждый кусочек тела был заметен, находился в движении и не создавал эффекта напряженности тела. При съемке неживых предметов можно поэкспериментировать с фоном изображения — сделать его пустым, отдаленным. Благодаря такому приему зритель точно знает на чем концентрировать внимание.
  • Резкость или еео тсутствие. Использование этого элемента позволяет замылить общий фон, выдвигая на передний план несущую важную роль фигуру. Если фон несет какую-то смысловую нагрузку, то можно прибавить резкости на нужной части фотографии, а фон оставить прежним, чтобы он не привлекал к себе много внимания, но и не остался незамеченным.
  • Важно создать сбалансированный снимок. Впротивном случае одна часть фотографии остается незамеченной, при том, что другая привлекает ксебе много внимания и выглядит незавершенной. Количество акцентов в композиции должно быть умеренным, не более двух.
Баланс на фото
  • Перспектива создание интересных снимков посредством обыгрывания разнообразных ракурсов, углов и текстур. В центре кадра должен находиться главный элемент, иначе общая картина будет испорчена.

Гармонично в одной фотографии будет смотреться использование одного из элементов. При смешивании нескольких способов концентрации внимания на главной фигуре приведет к созданию безвкусного снимка.

Намерение

Замыслы фотографии условно можно разделить на несколько групп, которые формируют разнообразность планов. Какие преимущества характерны для компоновки элементов в разном расположении:

  • Крупный план затрагивает, в основном, портретную съемку и может применяться не только в фотографиях, но и в видеосъемке. За счет использования специальных объективов можно подчеркнуть богатство мимики, красоту мелких черт лица. При крупной съемке можно запечатлеть лишь часть головы, возможно, верхнюю часть плеч.

Важно! Крупный план прослеживается не только в портретной съемке, но и для съемки отдельных предметов.

  • Общий план — это съемка с удаленной точки, которая охватывает объемное пространство, но не позволяет выделить отдельную точку, обработать ее. В основном, общий план не имеет какой-то определенной фигуры, на которой бы держалась вся нагрузка. Такая съемка характера в отдельных моментах кино, при съемках концертов или архитектурных сооружений.
  • Средний план берет самое лучшее из крупного и общего, так как композиция фото предполагает человека в рост, на котором можно рассмотреть мелкие детали (украшения), но просмотреть мимикрические морщины не представляется возможным. Тем не менее, главный персонаж картины виден, просматривается контекст, в котором нужно рассматривать героя.
  • Сверхкрупные планы концентрируют внимание на отдельной точке одного элемента. Не предполагается показ общего контекста фотографии, потому что именно по отдельно представленному кусочку образа должно создаваться впечатление о всей фигуре в целом — такова задумка этого плана.

Дополнительная информация! В выборе замысла главное не перепутать основной материал, на котором и должно быть зациклено внимание. При верном определении этой части легко подобрать необходимую планировку фотографии.

Простота и минимализм

Трактовка философии минимализма у каждого своя, но общая черта, которая присуща теориям — концентрация внимания на главной фигуре картины, и отказ от отвлекающих фигур. 7 советов начинающим фотографам-минималистам:

  • Цель — найти объект, который притягивает взгляд и внимание и сделать все максимально просто.
  • Композиция кадра предполагает использование пространство вокруг объекта или между объектами, чтобы определить разницу между ним и главным объектом.
Минимализм и простота
  • Создание максимально простого фона посредством устранения всего ненужного и отвлекающего на изображении.
  • Создание объемности и игра светом — то, что предполагает эта фотокомпозиция. Благодаря удачной коррекции света и создания нужных теней можно сделать удачный кадр.

Минималистичное искусство так же, как и портреты подчиняются правилу третей. В этом ракурсе они выглядят удачно.

Баланс композиции

При построении кадра в фотографии нужно учитывать положение главного элемента. Для этого и существует баланс композиции. Прежде чем «уравновешивать» снимок необходимо определить ту самую, ключевую фигуру, на этом изображении. Сам баланс направлен на то, чтобы заставить все оставшиеся части снимка подчиняться главенствующему элементу.

Пространство (положительное и отрицательное)

Пространство композиции в кадре делится на позитивное и негативное. Разделить границу в этих понятиях очень легко: положительное пространство — это та область, которую занимает главный элемент кадра, а негативное — это пространство вокруг ключевого объекта.

Дополнительная информация! Негативное пространство вовсе не значит, что при съемке оно не является фигурой кадра вовсе. Эта площадь играет роль так же, как и позитивное.

К примеру, если сфотографировать одинокий цветок на фоне зеленой лужайки, это не будет значить, что цветок — единственная форма восприятия на снимке. Лужайка тоже играет роль, но второстепенную.

Виды композиции в фотографии

Создание композиции в фото характеризуется не только регламентом построения снимка, но и реализованной идеей. Чтобы правильно совмещать элементы кадра, необходимо учитывать перспективы снимка.

Линейная, диагональная и другие

Каждую из видов применяют для съемки определенных сюжетов в соединении с приемами композиций. Существует пять главных перспективы:

  • Тональная предполагает применение для создания глубины картины или фотографии. Она часто используется в фотографиях с сильным туманом, чтобы на дальнем плане были неразличимы даже самые крупные детали, а ближние — едва заметны.
Тональная композиция
  • Фронтальная характеризуется расположением точки съемки напротив главного объекта. Такой метод используется при съемке новостей в телевидении, а также фотографировании архитектурных сооружений.
Фронтальная композиция
  • Линейная напрямую зависит от выбора точки съемки. Ее суть заключается в том, что от выбранного ракурса и главного элемента отходят мнимые черты, которые предопределяют всю идею кадра.
Линейная композиция
  • Правило диагоналей широко используется в городской съемке. Посредством его прослеживается взор зрителя, так как проводится черта отнижнего угла к противоположному верхнему. Диагональную композицию можно толковать по-разному: кто-то называет ее умиротворением, а кто-то с движением.
Диагональная композиция
  • Боковая перспектива предполагает нахождение точки съемки с одного из углов главного объекта. Чаще всего это применяется к архитектурным сооружениям, так как это способно подчеркнуть величественность зданий для наглядности, их массивность.
Боковая композиция

Важно! Перспективы справедливы и для композиции людей. Чаще всего используются изображения в полный рост, потому что на практике это не трудно устроить, но гораздо проще в пейзажах.

Правила построения композиции в художественной фотосъемке

Нет точных сведений, регламентирующих процесс создания эффектного и качественного снимка. В таких случаях можно лишь руководствоваться собственной интуицией и видением прекрасного, опираясь на советы опытных фотографов.

Правильная композиция в фотографии

Правильная композиция сразу же привлекает глаз любого зрителя. Если использовать только правила золотого сечения, то достичь красивой картинки будет сложно. Его можно совмещать и с другими приемами. Какими принципами руководствоваться при постановке кадра:

  • Нечетное количество главных элементов на фото.
  • Выделение ключевой фигуры посредством расплывчатости фона.
  • Минимализация кадра посредством устранения ненужных частей.
  • Заполнение изображения. В этом случае можно добавлять максимум движений, если в композиции присутствуют люди, а если их нет, то максимально заполнять негативное пространство.
  • Создание глубины. Это делается за счет вертикальной симметрии или же цветокора.

Дополнительная информация! Использование этих принципов поможет при фотографировании.

Композиция позволяет человеку стремиться к чему-то большему, саморазвиваться и преумножать свои таланты. Благодаря умело поставленному кадру можно легко сделать кадр прекрасным, но под рукой неопытного человека даже самый красивый и удачный сюжет будет загублен.

Оцените статью
Добавить комментарий