Что такое дагерротип

Фотосъемка

Среди ценителей ретро фотографий часто можно услышать слово «дагерротип». Дагерротип — что это? Это старые фотокарточки, которые начали делать еще в 19 в., используя химические вещества и проводя сложные процедуры создания и проявления изображения. Приспособления, которые использовались в те времена, сегодня можно найти с огромным трудом.

Дагерротип — что это

Что такое дагерротип? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перейти к истории 18 в., когда фотоискусство набирало свои обороты. Дагерротип — это самые первые в мире фотоснимки, значительно отличающиеся от своих потомков. Они больше напоминают зеркальное монохромное изображение. Отсюда дагерротипия — фиксация изображения, в основе которой лежит световая чувствительность йодида серебра.

Пример снимка

История создания

Первооткрывателем фиксированного фото стал Л. Дагер. Благодаря его трудам люди узнали, что такое дагерротип, и что это поможет им закреплять снимки. Однако Луи был не один на пути открытия, вместе с ним работал Ж. Ньепс. Но тому не повезло, за несколько лет до открытия он скончался, и Дагеру пришлось доводить дело до конца в одиночку. Он проводил многие опыты, применял химикаты и, в конце концов, обнаружил ту самую формулу, способную закрепить фотоснимок.

Первые дагерротипы появились в 1837 г. (автором был сам Дагер). И это были снимки мастерской.

Первый снимок

Первым изображением, на котором присутствовали люди, был Дю Тампльс — бульвар, сфотографированный в 1838 г. Происходящее на улице зафиксировалось на камеру-обскуру с долгой выдержкой, поэтому запечатлеть удалось лишь чистильщика обуви и стоящего мужчину.

В дальнейшем фотокарточки отделывали различными способами. Их могли специально обрезать, чтобы затем вставить в медальон. Такие украшения были распространены повсеместно, но дагерротипы также вставляли в часы, броши и т. д.

К сведению! После создания «золочения» (обработки пластин хлоридом золота) начало набирать популярность раскрашивание фото. На снимок сначала накладывали лак, а затем осторожно наносили краситель. Однако такие работы нравились не всем, казались грубыми, т. к. снимок в редких случаях удавалось прокрасить аккуратно.

Дагерротипы сейчас высоко ценятся в художественном плане и не уступают современным фото. Старинные фотокарточки уникальны, скопировать их можно, только пропустив через сканирование и оцифровывание. На людях и предметах нет никакой ретуши, краски сами по себе динамичны: либо это белизна, либо мягкий черный.

К сведению! Рассматривая такие фотографии, можно только представить, сколько всего нужно было преодолеть фотокарточке, чтобы оказаться на руках в то время.

Как сделать дагерротипный фотопортрет

Дагерротипный портрет — что это? Это снимок человека, при котором использовалась копфгалтеры — устройства для фиксирования головы клиента фотосалона. Такие приспособления были обязательны, выдержка у камер была 3-15 мин. Чтобы сделать четкий дагерротипный портрет, приходилось немало потрудиться.

Этапы создания фото

Пластина должна была преодолеть несколько этапов, чтобы стать фотографией:

Полировка

Главное условие получения картинки — высокая чистота серебристого слоя. Его полировали до блеска. Никаких загрязнений и пятен, которые бы впоследствии испортили фотокарточку. Пластины полировались фотографом или его помощником перед съемкой. Для этого использовался бархат или вата.

Обратите внимание! Все работы по полировке проводились вручную, и только потом появились специальные приспособления для этого. Пластину могли отполировать в паровой машине, а затем обработать азотной кислотой, чтобы убрать оставшуюся грязь.

Сенсибилизация

После полировки пластину обрабатывали в темноте либо при освещении парами галогенов в подготовленных емкостях. Сначала для этого использовался только йод, после стали применять бром, так как вещество обладало более высокой чувствительностью к свету. Конец процесса можно было заметить по перемене цвета на поверхности.

При обработке йодом она сначала становилась желтой, затем темнела, после меняла окрас с розового на фиолетовый, с голубого на зеленый. Если свойства пластины необходимо было отрегулировать, процесс в любой момент могли остановить.

Одна сенсибилизация давала контрастное дагерротипное фото.

К сведению! Изменения цветов контролировались при неактиничном свете. Неактиничное освещение — способность излучений воздействовать (фотографически) на материал, чувствительный к свету.

Экспонирование

Подготовленную пластину устанавливали в фотоаппарат. Перед этим ее помещали в светонепроницаемую кассету.

Затем наступал черед экспонирования. Экспозиция регулировалась передней крышкой объектива. На поверхности пластины в это время могло проявиться изменение, незаметное глазу, возникающее из-за излучения во время экспонирования.

К сведению! От химикатов, освещения и некоторых других причин зависела выдержка камеры. Она могла длиться от пары до десяти минут. После того как объект был сфотографирован, объектив фотокамеры и створки кассеты закрывали.

Проявление

Пластину под углом в 45° лицевой стороной вниз перекладывали в емкость, которая находилась над ртутью, нагретой до 70°С. Чтобы не отравиться вредными парами, использовали специальную коробку. После того как ртуть начинала взаимодействовать с серебром, образовывалась амальгама с рассеивающим эффектом.

В 1840 г. было предложено проявлять пластины с помощью солнечных лучей, применяя при этом светофильтры разных цветов. Однако такой способ не рассматривался из-за того, что занимал слишком много времени, хотя этот вариант был безопаснее использования испарений ртути.

Фиксирование

Последнее, что нужно было сделать — это зафиксировать фотоснимок. Процесс заключался в промывании пластины от серебряного напыления. Это нужно было для того, чтобы хрупкая амальгама не разрушилась.

К сведению! В 1839 г. Дж. Гершель изобрел гипосульфит натрия, который после стали использовать для фиксации картинки.

Чтобы уберечь фото от дальнейших повреждений, дагерротип обрабатывали также хлоридом золота, так как изначально изображение могло пострадать даже от легкого прикосновения. Метод «золочения» одновременно создали во Франции и России.

Примеры старинных дагерротипных фото

Особую популярность дагерротипы получили у богатых и знаменитых людей. С помощью них были запечатлены А. Линкольн, Н. Гончарова и Ф. Тютчев. Часто встречается изображение Л. Толстого. Сперва можно подумать, что это профессионально нарисованный карандашный портрет.

Л. Толстой

Современные дагерротипы

И сегодня значение слова «дагерротип» не забыто.

К сведению! Ценители фотоискусства применяют серебро и йод для создания портретов «под старину».

Но дагерротипное фото можно подделать, используя для этого фотошоп:

  1. Сначала делается обычное фото. Если на снимке будут присутствовать люди, лучше попросить их оставаться в недвижимом положении.
  2. Фотографию нужно обесцветить. Это можно сделать с помощью корректирующего слоя + черно-белое (или обесцвечивание).
  3. Далее нужно использовать фильтр. Для дагерротипной фотографии отлично подойдет текстура металла, лучше всего состаренного с царапинами, трещинами, различными оттенками коричневого и т. д.
  4. Далее текстура вставляется в слой и корректируется под размер исходной фотографии. С текстурным слоем можно поэкспериментировать: используют мягкий свет, экран, другие способы наложения. Прозрачность фильтра снижают.
  5. Затем добавляют сепии, чтобы придать фото более старый вид. Его делают в новом корректирующем слое, используя фотофильтр.
  6. Для затемнения по краям снимка добавляют эффект «виньетка» (ведь края настоящих карточек из-за использования химических веществ оставались окрашенными).
Современное старинное фото

Несмотря на всю сложность и опасность процесса, дагерротипы стали настоящим открытием в области фотографии. Дагерротипия — это искусство, нежели просто фотографии, их нельзя было повторить, и каждая из таких карточек по-своему уникальна.

Оцените статью
Добавить комментарий